Колокола… Низкие и высокие, густые и тяжелые, легкие, серебристые, грустные и веселые, их голоса всеми народами мира во все времена воспринимались как дар неба — исцеляющий, возвышающий, защищающий человека, его род, его дом. На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь народа. Они размеряли течение дней, возвещая время общей молитвы, труда и отдыха, скорби и радости. Они оповещали о грозящих стихийных бедствиях и о приближении врага, они встречали торжественным звоном дорогих гостей и народных героев, звали к единению и соборности.
Откуда пошли, когда появились колокола? Как они рождаются и сколько живут? Желание узнать это и многое другое о колоколах и приводит людей в колокольный музей. Когда имеешь возможность видеть рядом древнекитайский колокольчик XVI в. до н. э. и русский колокол XVI в. н. э., итальянский кампан XII в. и корабельную рынду XX в., буддийский ветров ой колокольчик XVII в. и валдайский ямской начала XIX в., то невольно задумываешься над тем, что на протяжении многих тысячелетий колокола были тем не многим, но стабильно необходимым, что связывало людей разных стран, верований и культур. И при этом как все вечное и совершенное, кажется, совсем не претерпевали никаких внешних изменений. Пастуший колокольчик XVI в. до н. э. из Древнего Китая ничем особым не отличается от коровьего ботала, сделанного в кузнице Ромкиных в с. Едрово в 1930 г. Также как и китайский, едровский колокольчик, сделанный XXXVI столетий спустя, скован из железа, склепан, а не отлит, имеет глухой, неяркий голос. Но внешняя непритязательность обоих колокольчиков компенсируется четко выверенной внутренней сутью предмета—оберега, отпугивающего все злое. И если Восток считал главной функцией колокола способность отгонять зло, то Запад — умение привлекать добро красотой колокольной формы и голоса.
Предания утверждают, что христианские колокола родились в Италии в провинции Кампана (оттого и в России они долгое время назывались не колоколами, а кампанами) и сделаны были св. Павлинием по образу и подобию полевых цветков, явившихся ему в видении как голос неба. Металлические «цветки» стали вешать на крышах храмов и звонили они сами собой, при дуновении ветерка.
С появлением церковных колоколов в Европе сложилась и манера звона в очапные, качающиеся колокола, которая вместе с самими колоколами пришла на Русь и удерживалась до XVII в., пока не появился особый, русский, звон в языки.
Экспозиция музея колоколов открыта в июне 1995 г. и размещается в архитектурном памятнике XVIII столетия путевой дворцовой церкви во имя Великомученицы Святой Екатерины, построенной по проекту Н. А. Львова для императрицы Екатерины II.